Беспута (правый приток Оки)
Дата: 9-12 июня 2000г.
Маршрут: Ясногорск - Михайловка (или Первомайский) - р.Беспута - р.Ока - Кашира

Захотелось рассказать об этом путешествии, во-первых по причине довольно большого количества приключений (по нашим меркам), а во-вторых река примечательна и красивыми берегами и порожками, и даже нерадостный заплыв по гладкой Оке с завершением в городке Кашире вполне понравился ...
Что касается самой реки - от Михайловки (на несколько километров ниже слияния трёх Беспут) до моста шоссе на Иваньково с трудом проходится на тайменях, хотя здесь долина маленькой речки наиболее очаровательна (потом берега расползаются). Дальше продвигаться уже легче, воды прибавляется, но плёсов и спокойной воды почти нет до самой Оки.
Населёнка почти не мешает, за исключением присутствия рыбаков на реке.

День первый - 9 июня

Выгрузились с электрички тульского направления часов в 9 вечера.
Город Ясногорск (как может показаться из названия) вовсе не старинный, сложился вокруг машиностроительного завода в 60-ые годы; запомнился вялым автомобильным движением.

В 1924 г. вследствие соединения Лаптевской, Денисовской, Машковской и Архангельской волостей п. Лаптеве преобразован в административный центр, с 8 января 1958 г. - в город районного подчинения, а с 10 августа 1965 г. - в Ясногорск. Местность, где располагается г. Ясногорск, раньше называлась Ростиславо.
Поиски машины осложнились дождем, нашли двушку с прицепом и в два приема перевезли четыре байдарки и 9 чел. за 280р
От Ясногорска в сторону трассы Москва-Воронеж (на Спицино-Мордвес) дорога пересекает два притока Беспуты: Сушку и правую Беспуту, достаточного для байдарок воды мы там не видели. Дорога битая, потому как (согласно водителю) ведет в населенный пункт Теляково, лежащий на границе двух районов, теперь вроде Ясногорск забрал себе сей клин и дорогу ремонтируют. От поворота на Спицино по обочинам какое-то время тянутся березовые аллеи, вскоре холмов и оврагов становится больше и долина Беспуты у Михайловки уже угадывается издали. [вообще местность в верховьях реки мне понравилась очень]

Остановились за мостом на ЛБ, на проселке за насыпью; естественного ли происхождения многочисленные ямы, небольшие холмы (курганы?) в тамошней лесостепи я не знаю. Привычного сплошного леса уже нет, хотя сушину мы нашли довольно близко.

... на левом берегу Беспуты, напротив поселка Первомайский расположен небольшой, в 33 га, участок заповедной земли. Он интересен тем, что там произрастает перестый ковыль, типчак, степная тимофеевка, козелец пурпурный, котовник, клевер альпийский и другие степные растения, необычные для севера области.
Поскольку водила с груженым прицепом ехал небыстро, наша команда собралась вместе лишь к 12 часам.
День второй - 10 июня
Как оказалось утром на противоположном берегу расположен коровник, так что за водой возможно стоило и подняться выше. Также я выяснил, что собирать байду утром, после ночевки у реки, доставляет гораздо больше удовольствия, чем проделывать то же, но сразу после доставки оной к реке.
Вообщем пока каждый получал удовольствие от внезапно случившегося на неделе отдыха, наступил полдень и еще через час мы отплыли.

Ширина реки - около 5м, глубина в среднем - около 30 см То есть на пятикилометровом участке до д. Павловское - постоянные мели и проводки.
По некоторым сведениям у Павловского есть родник, у которого останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращаясь с битвы, причём вроде бы часть ключей - целебные, а часть - наооборот и ... не стану сочинять дальше, может когда-нибудь эта история прояснится
У нас (Т-3) кажется самая большая осадка, днище не пролеено как следует, вода холодная, короче начало было трудным.
Большинство мелей (каждые 100-200 м) проходили так: садимся, девушки вылезают и идут по берегу, я провожу "Очаков" и встречаю их за поворотом.

Маялись мы так до обеда, остановились после плотинки на ПБ ввиду деревни Нефедьево. Место очень красивое.
Что-то повлияло на характер реки после моста шоссе на Иваньково, маленькие левые притоки воду принесли или долина стала шире, но дела пошли лучше и к 9 вечера мы встали у брода, немного не дойдя до правого притока Апрань (хотя если уж вечер застал вас в этих местах, то лучше дойти до слияния и немного подняться по Апрани, там вода чище).

День третий - 11 июня

Утром не обощлось без поклейки всех байдарок.
На пути к следующему мосту на реке, набравшей силу после слияния с Апранью, чередутся короткие (уже проходимые) порожки и прижимы c участками ровной воды, где река разливается до 20 м. Однако плыть там не надоедает (как к примеру на Осетре). Красивы омуты под высоким глинистым берегом.

Обед состоялся на ЛБ, за д.Юрцево, слева в гору поднимается дорога, видимо это там, где шоссе подходит к реке. Есть ручей (родник?).
Пробовали искупаться, вода холодная и мелко. Наш "Очаков" прибыл с отставанием в 20 мин. от остальных и потому после обеда мы решили сняться пораньше.
Почти сразу проследовали арочный мост (дорога от Иваньково в Каширу), пролет довольно высокий, здорово смотрится с воды.
На дальнейшем участке до впадения Беспуты в Оку встретилось немало препятствий и порожков, воды прибавилось и в реке и в байдарках. У "Титаника" случился киль, говорят - не успели вылезти из под прижима с кустами.

Характерные пороги - резкие повороты с небольшим перепадом воды и крупными камнями в русле нашим экипажем проходились почти чисто (без посадок на мели и камни), хотя для T3 места едва хватало.
Как мне показалось опасность представляет последний перед Окой мост и метровый гладкий слив с прижимом (влево) через некоторое время после. Слив этот интересен тем, что дно почти без камней, как-то хитро залегли пласты глины.
У означенного моста можно остановится на ПБ, дальше, до Оки мест с хорошим выходом не будет, да и вода в реке становится грязной.
Где-то до моста еще была плотина с проходом, через который с удовольствием свалились.
Опасность также могут представлять раздраженные (как правило неудачливые) рыбаки, часто сидящие на участке от Иваньково, иногда они натягивают лески поперек реки.

Испытания, выпавшие на нашу долю все не кончались.
Реку перегораживали небольшие завалы, хотя только в одном месте пришлось обносить/пропиливать препятствие. Сырость вокруг и приближающийся вечер настроения не улучшали и на этой нерадостной минуте берега нашей Беспуты закончились, открылись окские плесы и провожая солнце, мы остановились метров на 200 ниже по течению на ЛБ, на песке.

Татьяне стало плохо - днем жара, к вечеру переохлаждение, так что дальнейший поход больше напоминал спасательную экспедицию.
День четвертый - 12 июня

Утром я отправился на поиски воды и нашел в 25 мин. хотьбы пансионат (общее направление - на северо-запад, за прудом, постройками, через дорогу и сосновый бор)
Возвратившись, поклеил байду, чтоб пострадавшую можно было везти на дне, собрался и мы с Махой сели за весла.

До Каширы шли около 2-х часов. Движения на реке почти никакого - моторки, да водные мотоциклы, ветер на этот раз почти не мешал и около 4-х дня водная часть нашего путешествия закончилась в Кашире, немного не доходя до ж/д моста на ПБ. Решили остановится здесь, потому как рассчитывали уверенее погрузиться в электричку (это напрасно, потому как к вечеру эл-ки следуют издалека: Узуново, Ожерелье, да и народу не так много было). Также я рассчитывал на вокзале найти машину до Москвы (совершенно дохлый номер). А так разбираться лучше за ж/д мостом на ЛБ и идти на ст.Белопесоцкая.

Времени осмотреться не оставалось, старая часть города оставалась позади на нашем берегу, на холмах - купола восстановленные и запущенные, на левом берегу - монастырь и как мне показалось здорово уместился в этом пространстве двухуровневый арочный мост через Оку.

Татьяне стало получше, бог его знает, может место сказалось ...
За обедом стали пинать Влада за выбор реки, вообщем-то напрасно и только в 8 вечера стали выбираться на дорогу. За полчаса не всем удалось одолеть 1.5км, по большей части - подьема и опоздав на электричку 8.30?, мы уехали на 21.29? На Павелецком были пущены без проблем и доплат в метро, ближе к закрытию с байдарками в метро кататься проще.